^Наверх

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Памятка о пятиклассниках

УЧИТЕЛЯМ

(краткая памятка)

I

Переход из младшего школьного возраста в младший подростковый возраст – это сложный этап взросления, сопровождаемый изменениями как внешнего, так и внутреннего плана.

К изменениям внешнего плана относится переход в среднюю школу и принятие новой позиции – ученик второй ступени школы. Пятиклассник должен приспособиться к: новому классному помещению; новому классному руководителю; новым урокам; новым учителям; новым требованиям учителей-предметников; к новым обязанностям (дежурство по школе); к перемещениям в другие кабинеты; к взаимодействию с ребятами разных возрастов; к самостоятельности; ответственности и самоконтролю. В некоторых исследовательских статьях этот период жизни школьников сравнивают с переходом взрослого человека на другую работу.

Но ещё большие изменения – это внутренние изменения, происходящие в организме и психике пятиклассников. Рассмотрим их:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ                                                                                        1.    Происходит ускорение роста, рост может увеличиться на 5-8 см, причём девочки растут быстрее. Увеличивается длина туловища и длина конечностей. Фигура подростка становится нескладной, угловатого вида.

2.    Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, чрезмерные физические нагрузки, что нередко приводит к травмам.

3.  Наблюдается диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстро и увеличивается примерно в 2 раза, диаметр сосудов дает значительно меньший прирост. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнения в глазах, головные боли, повышение давления.

4. Наблюдаются изменения со стороны нервной системы:                                           - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения;                                  - вспыльчивость; - раздражительность; - склонность к аффектам (а -кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, сопровождающиеся избыточными дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища). А это в свою очередьведёт к                                                              психической неуравновешенности с резкими переходами из одного состояния в другое — от эйфории к депрессии и наоборот, резкому критическому отношению к взрослым, проявлениям негативизма и протестного поведения,к чрезвычайной обидчивости.

5. Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению. Подросток готов к полноценной психической саморегуляции, а это значит, он может управлять своим психическим состоянием, воздействуя на самого себя с помощью слов, мысленных образов.

6. Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез (начало так называемой «гормональной бури»). Их усиленная деятельность обуславливает ряд внешних перемен, у подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.

Как видим, из всего вышеперечисленного - организм претерпевает огромные физиологические нагрузки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

 1. Начинает формироваться самосознание -  т.е. возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности.  На первых порах, в основе самосознания подростка лежат суждения о нём других, он словно смотрит на себя глазами окружающих. Подросток ищет ответы на вопросы: каков он среди других сверстников, насколько он похож на них и насколько отличается.

2. Во внутренней позиции подростка одно из самых существенных мест – занимает чувство взрослости, которое выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании утвердить свою взрослость. Появляется стремление к самостоятельности и независимости – отсюда болезненная чувствительность к оценкам и замечаниям. Подросток «борется» не против взрослых, а против своей зависимости от них. Поэтому так важна тактичность  и находчивость, откажитесь от категоричных приказов и распоряжений. Гораздо эффективнее разговаривать тоном убеждения, совета, просьбы.

3. Ведущей деятельностью становится общение и общественно значимая деятельность. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных контактов. Подростки именно в своей среде учатся иметь свое мнение, уметь его заявлять, а также отстаивать. Учатся распознавать провокации, нащупывают свои собственные сильные и слабые стороны. Возникает настоящая потребность в глубокой, содержательной дружбе.

4. Изменение  внутренней позиции по отношению к школе и к учению.  Важным стимулом на данном этапе является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания одноклассников, а не собственно учебная деятельность. Оценки, однако, имеют значение, т.к. они подтверждают собственные способности и собственную значимость.

5. Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к развитию абстрактно – логического мышления, которое было мало доступно в начальной школе.

6.Для подростков характерно стремление к новизне. Это обуславливается потребностью в получении новых ощущений, даже порой негативных. С одной стороны, это способствует развитию любознательности, с другой — быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.

Как видим, психика также подвержена существенным нагрузкам и изменениям.

Таким образом, младший подросток – это противоречие между бурным физическим развитием и положением «ребёнка». Это противоречие между стремлением к личной свободе и неумением правильно распорядиться ею.

По всем вышеперечисленным причинам период адаптации пятиклассников требует пристального внимания, чуткости и доброго отношения всех учителей-предметников, специалистов школы, а также родителей.

 

II

Успешность протекания периода адаптации младших подростков зависит от успешности самореализации ребенка и общего стиля взаимоотношений в детском коллективе, потому исследованиеадаптации пятиклассников проводилось по следующим направлениям:

1). Оценка уровня  школьной мотивации  по анкете Лускановой.

2). Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой.

3). Определение  системы отношений  в классах и индивидуального  социально-психологического статуса  каждого ученика по методике «Социометрический опрос».

                                                                                                III

 РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

1.     Хорошо, если в классе установлены доверительные отношения и учитель не «жалеет»  положительных эмоций.

2.     Не работать с детьми на отрицательной мотивации (страхе получения 2; страхе порицания или наказания).

3.     Не сравнивать детей друг с другом, а только со своими прежними результатами.

4.     Ставить перед детьми понятные и доступные задачи.

5.     Процесс усвоения знаний должен быть постепенным и последовательным.

6.     Желательно организовать совместную работу неуспевающих детей с успевающими.

7.     Процесс усвоения знаний следует организовать так, чтобы было возможно творческое участие детей.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

1. Нельзя  сравнивать  ребёнка с другими детьми. Нужно сравнивать только его и только с самим собой, особенно отмечая его собственные успехи.                                                                                                                                                                                                                                     2. Нужно помочь ребёнку выделить свои преимущества и достоинства. Если он в какой-то области откровенно не силён, найдите то, что у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте.                                                                                                                                    3. Нельзя навешивать различные ярлыки: «какой ты глупый, бестолковый, ничего не умеешь»  и т.д.                                                                      4. Не скупитесь на похвалу за достигнутые результаты и проявленную инициативу. Говорите «спасибо» за выполненную просьбу.5. Если ребёнок потерял уверенность в результате неудачи в каком-то деле, попробуйте ему помочь. Вместе разделите задачу на части и помогите реализовать каждый из пунктов или же предложите упрощённое задание, потом более сложное.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА:

1. Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, праздничных огоньков, дней именинников и т.д.                     

 2. Привлекать к организации внеклассных мероприятий  детей разного статуса («лидеров и пренебрегаемых»).                                                      

3. Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы).                                                                                   

 4. Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.                                 

 5. Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).

6. У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.

 

 

© 2019 Идрицкая средняя общеобразовательная школа. Все права защищены.
Официальный сайт школы.При копировании материалов активная ссылка на сайт idritsa-school.ru обязательна!
Яндекс.Метрика